Мнение об окружающих мы обычно составляем по их действиям и поступкам, фактически – по неким внешним проявлениям.
И при этом далеко не всегда понимаем, что находится «внутри», чем такое поведение продиктовано. К тому же оценка наша зависит от фильтров, через которые мы сами воспринимаем происходящее. Как же научиться замечать и учитывать в управлении людьми то, что скрывается за их видимым поведением?
|
Мотивационная система ценностей есть у каждого. Это своеобразный фильтр, с помощью которого мы даём оценку поступкам, ситуациям, выбираем определённый стиль коммуникации. Представьте себе, что люди смотрят на мир через очки с линзами разного цвета. Я, например, вижу происходящее вокруг через зелёные очки, а кто-то смотрит на то же самое через синие… Каждый, оценивая своё поведение и поведение других, руководствуется своими мотивационными ценностями, воспринимает то, что видит, в своём цвете. Давайте рассмотрим такой пример. Руководитель департамента продаж через три дня после выхода новичка на работу отправляет его на сложные переговоры, результат которых очень важен для компании. Руководитель уверен, что этот человек справится с задачей, так как на интервью он рассказал, что имеет опыт ведения сложных переговоров, а продукт компании не сильно отличается от того, с которым новый сотрудник работал раньше. Внешняя уверенность, чёткие ответы на вопросы, эмоциональная сдержанность – всё это было для управленца аргументами в пользу того, что продавец справится с задачей.
Попробуем разобраться, каковы в данном случае мотивация, намерения и поведение руководителя.
Поведение может со стороны выглядеть так: руководитель говорит сотруднику, где, когда и с кем будет встреча и какой результат он хочет получить.
Намерения (позитивные) – посмотреть на человека в деле, дать ему возможность проявить себя.
Внутренняя мотивация пока не известна. Предположим, что она заключается в заинтересованности достичь результатов.
Допустим, что мотивация у сотрудника такая же. Вероятнее всего, он воспримет предложение позитивно: «Руководитель предоставил мне полномочия, не побоялся рискнуть и позволил мне самостоятельно принять решение в серьёзных переговорах. Я его не подведу».
Руководитель и подчинённый одинаково поняли друг друга – нужен вызов, сложная задача, ответственность.
В результате:
- сотрудник мотивирован,
- управленец заслужил репутацию руководителя, который понимает подчинённых и правильно ставит задачи.
А теперь давайте представим, что внутренняя мотивация у этих людей разная.